суббота, 2 февраля 2013 г.

обзор гкнт узбекистана

ЂЂЂ Да, и горжусь тем, что именно этот период был самым лучшим с точки зрения финансирования науки. В 89-м году мы приняли решение дать возможность объединениям и министерствам ЂЂЂ для ускорения научно-технического прогресса ЂЂЂ организовать специальные фонды развития науки в каждом ведомстве. По сути, дела это был дополнительный налог на предприятия. В министерстве, например, черной металлургии был установлен норматив в 2,5 процента от прибыли предприятий. И эти фонды стали по совокупному объему сопоставимы с тем, что выдавало на науку государство, которое в тот год выделило 27 миллиардов рублей только на гражданскую науку. В сопоставимых ценах это было больше 30 миллиардов долларов. А когда я стал председателем ГКНТ в том же 89-м году, я сразу вышел на Политбюро с докладом, что не выполняются решения XIX партконференции по развитию науки. И мы получили для Академии наук еще 600 миллионов добавки. Кроме того, по нашей инициативе был принят закон о малых технологических предприятиях, которые получали налоговое освобождение на три года. Наконец, тогда были созданы центры научно-технического творчества молодых, руководство которыми осуществлял ЦК комсомола и его секретарь Иосиф Орджоникидзе, а я был председателем попечительского совета объединения этих центров. В совет входили многие известные сегодня крупные предприниматели.

ЂЂЂ Николай Павлович, вы были последним руководителем ГКНТ при Совете министров СССРЂЂЂ

Заинтересовал нас Лаверов и как крупный управленец в сфере НТП. В конце 80-х он был заместителем председателя Совета министров СССР, председателем Государственного комитета по науке и технике СССР (ГКНТ), сосредоточившим под своим управлением практически всю отраслевую науку. С того, как управляли НТП в СССР перед самым его развалом, мы и начали нашу беседу.

После Чернобыльской аварии в центре внимания Лаверова находятся проблемы радиоэкологии, его научной школой развернуты исследования поведения техногенных радионуклидов в различных природных процессах и средах. На базе полученных данных по геохимии радионуклидов предложены новые технологии устранения поверхностных радиационных загрязнений и изоляции радиоактивных отходов в глубинных горизонтах земной коры.

С конца 60-х годов одним из важнейших направлений научно-исследовательской и организационной деятельности Лаверова стала экономика минеральных ресурсов. При его участии была создана государственная система учета и структурирования запасов минерального сырья, действующая и сегодня, изданы первые ежегодные обзоры минеральных ресурсов мира, содержащие анализ основных тенденций потребления и восполнения ресурсов. Большое внимание Лаверов уделяет новым, нетрадиционным источникам минерального сырья, проблеме эффективного освоения природных ресурсов, включая топливно-энергетические их виды в целом (газ, нефть, уголь, уран).

Лаверовым решены фундаментальные проблемы геологии урановых месторождений, особенно в континентальных палеовулканических областях. Под его руководством созданы теоретические основы и ускорено внедрение в производство принципиально новых технологий разработки месторождений урана с помощью подземного выщелачивания, что способствовало расширению и укреплению минерально-сырьевой базы атомной промышленности нашей страны.

После развала СССР и социалистического лагеря большинство комбинатов по добыче и производству уранового сырья для атомной промышленности оказалось за пределами России. Новые месторождения не разрабатываются. Отсутствие собственной сырьевой базы, хотя и не скажется в ближайшем будущем из-за приличных советских запасов, в перспективе может помешать осуществлению амбициозных планов российского атомного руководства. Мы решили поговорить об этом и о других проблемах атомной промышленности и геологии с одним из ведущих ученых России, крупнейшим специалистом по геохимии рудных месторождений, радиогеологии и радиогеоэкологии академиком Николаем Лаверовым.

Урана в отвалах и боеголовках России хватит еще надолго при условии, что наша атомная энергетика перейдет на реакторы на быстрых нейтронах. Но запасов урана меньше, чем нефти, поэтому в перспективе понадобятся новые месторождения, которые с советских времен никто не разведывает

Комментариев нет:

Отправить комментарий